Импропритация это

Что такое импровизация? Виды, методы и приемы импровизации

Импропритация это

Импровизация в любом из доступных проявлений – это немаловажная и достаточно интересная часть нашей жизни, как социальной, так и творческой. Она охватывает множество направлений и видов деятельности, а потому вопрос о том, что такое импровизация и каковы её отличительные черты, может возникнуть вне зависимости от занятости и личных качеств. Рассмотрим его в деталях.

Так что такое импровизация?

Слово «импровизация» находится на слуху у большинства из нас.

Происходящее от латинского «improvisus», оно обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения, будь то вдохновенное написание картины по чистому наитию или же способность вести доклад со сцены без какой-либо предварительной подготовки. Например, умение наиграть мелодию на музыкальном инструменте и поддержать скатывающуюся по наклонной беседу – это что такое? Импровизация во всей своей красе!

Классификация

Как можно было догадаться, импровизация существует во многих проявлениях и видах, основными среди которых считаются:

  • Музыкальная импровизация – возможность создавать мелодию из ничего. При этом жанр и инструмент не имеют значения: существуют уроки по развитию навыка импровизации в джазе, рок-музыке и даже хип-хопе.
  • Танцевальная – например, контактная импровизация или хип-хоп.
  • Литературная импровизация, или экспромт. Способность придумывать и облекать сюжеты в качестве баллад, историй или стихов.
  • Театральная импровизация – сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка.

Данные виды импровизации можно считать главными и наиболее ёмкими: каждый из них включает в себя множество дополнительных тем и течений, затрагивающих так или иначе почти все аспекты человеческой жизни.

Импровизация на сцене

Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден был продолжать представление сам по себе.

Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются.

Однако в профессиональных театрах отношение к подобному подходу крайне серьёзное: неуместная импровизация способна полностью исказить намеченный сценический образ и тем самым оставить пятно на самом спектакле.

Корни театральной импровизации тянутся к глубокой древности, когда для представлений выбирался лишь общий вектор развития, например, важное дворцовое событие, переломный момент войны или природный катаклизм. Детали же варьировались в зависимости от решения неких «высших сил», и, столкнувшись с последним, актёрам следовало целиком отдавать себя импровизации.

Импровизация в танце

Танец – это таинство, в котором, как может показаться, нет места вольности и свободному стилю, однако подобное убеждение быстро опровергается представителями таких танцевальных течений, как хип-хоп и так называемая контактная импровизация.

И если первый вариант представляет собой набор из конкретных движений и действий, то второй зачастую называют проявлением истинной гармонии.

Контактная хореография построена на взаимодействии партнёров, при котором те могут искать вдохновение в движениях друг друга.

В любом случае импровизация может пригодиться для любого танцевального стиля, и она точно не будет лишней в набирающих популярность молодёжных и сценических движениях.

Чтобы добиться чего-то серьёзного на этом поприще, танцору требуется, прежде всего, хорошее владение телом и физическая подготовка.

Располагая таковыми, можно переходить к следующему шагу: изучению ряда простых движений и техник, которые можно связать впоследствии в единое целое, разбавив вольными импровизационными элементами.

Импровизация в музыке

Возможно, самая загадочная часть импровизационного таланта: способность взять пару знакомых аккордов, сесть за привычный инструмент и выдать, возможно, непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Вот что такое импровизация при создании музыки: моментальное сочинение чего-либо без всякой подготовки с одновременным исполнением придуманного.

Так, в начале своего музыкального пути Иоганн Себастьян Бах не только переиграл мелодию блестящего музыканта и композитора Луи Маршана, участвовавшего в музыкальном состязании, но и дополнил её столь мастерскими и витиеватыми импровизационными вкраплениями, что без труда затмил тем самым своего соперника. От вызова на следующую музыкальную дуэль Маршан просто уклонился, не решившись противостоять столь умелому импровизатору.

Методы музыкальной импровизации

Обладая музыкальным слухом и навыком игры на определенном инструменте, можно приобщиться к сообществу композиторов-импровизаторов. Первые шаги могут быть не очень удачными, но с изучением новых техник и пониманием основных концептов должен прийти опыт, а с ним – и положительная динамика.

Как пример рассмотрим несколько методов импровизации для фортепиано:

  1. Базовый: следует изучить как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе, затем разобраться во всех ладах и тональностях, и, наконец, освоить простейшие трёхзвучные аккорды.
  2. Музыкант выбирает определённую тональность и использует ее как аккомпанемент одной рукой, другой наигрывая какую-либо мелодию. Тональности имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
  3. Игра в пределах одного аккорда. Смысл тот же, что и пунктом выше, но основой для мелодии становится выбранный аккорд, который можно менять в зависимости от такта.

В любом случае основополагающим элементом мастерства является практика и умение обращаться с музыкой, использовать её по собственному усмотрению.

Импровизация в общении

Наиболее распространённый и понятный вариант импровизации – бытовой и касающийся каждого из нас: словесная импровизация. То, чего порой так сложно добиться и что поможет найти себя в любой компании – способность свободно говорить на любые темы без запинок и пауз, без слов-паразитов и внутреннего напряжения.

Неудивительно, что в настоящее время со всех сторон доносятся десятки предложений пройти специальные курсы и тренинги, опробовать новый метод импровизации в диалоге или пройти инновационное обучение.

Хотя основные концепции любого тренинга сводятся к простым приёмам: нужно чётко осознавать поднятую тему и выжимать из неё как можно больше путём обращения к подходящим ассоциациям, лирическим отступлениям или же вопросам, которые можно задать собеседнику.

Несмотря на общее разнообразие, методы развития навыка для всех категорий сходны: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать – способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.

Источник: https://FB.ru/article/195936/chto-takoe-improvizatsiya-vidyi-metodyi-i-priemyi-improvizatsii

Значение слова ИМПРОВИЗАЦИЯ. Что такое ИМПРОВИЗАЦИЯ?

Импропритация это

  • ИМПРОВИЗА́ЦИЯ, -и, ж.1.Действие по глаг. импровизировать (в 1 знач.). Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импровизация. Но что это была за импровизация! Вересаев, Загадка. И на репетициях и на съемках [я] требовал не речевой импровизации, а точной передачи текста по сценарию. Гардин, Воспоминания.2. Художественное произведение (стихи, музыкальная пьеса и т. п.), сочиненное в момент исполнения. Речь его была блестящей, остроумной импровизацией в духе статей Салтыкова-Щедрина. Скиталец, Кандалы. Слова этого поэтического плача никогда не повторялись. По-моему, каждый плач был импровизацией. Паустовский, Золотая роза.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

Источник: Википедия

  • ИМПРОВИЗА'ЦИЯ, и, ж. (книжн.). Действие по глаг. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая и. Стихотворная и. Господа! сказал он, обращаясь к публике: жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. действие по значению гл. импровизировать; создание художественного произведения (стихов, музыки и т. п.) в момент исполнения, без предварительной подготовки2. результат такого действия; литературное или музыкальное сочинение (часто на заданную тему) без предварительной подготовки

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: всевластный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Все ассоциации к слову ИМПРОВИЗАЦИЯ

Предложения со словом «импровизация»

  • У нас даже рамок этих не было поставлено, была чистая импровизация.
  • Изобретательность и творчество в концептуальных построениях подобны импровизации джазовых музыкантов.
  • Да прибавь за красу девичью, братцу на конфеты (дальше, как говорится, всё сплошная импровизация как со стороны дружки, так и подружки).
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «импровизация»

  • Импровизацию!.. разве вы можете обойтиться и без публики, и без музыки, и без грома рукоплесканий? Пушкин А. С., Египетские ночи, 1835
  • Тут была музыка, чтение, драматические импровизации, и, что всего важнее, тут была сама Ж. Санд. Герцен А. И., Былое и думы, 1856
  • Рассказ изобиловал комическими штрихами, и Бинкевич, поощряемый неумолкаемым дружным хохотом публики, врал особенно затейливо. Но он и не догадывался, что причиной смеха служили вовсе не комические места его импровизации, а те рожи, которые за его спиной строил второклассник Караулов (для чего-то перековерканный товарищами в Квадратулова). Куприн А. И., На переломе, 1900
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словом «импровизация»

  • Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.
  • Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
  • Контактная импровизация — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца.
  • Свобо́дная импровиза́ция (англ. Free improvisation) — музыкальная импровизация, которая реализуется без каких-либо изначально заданных правил, то есть не ограничена никакими жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.
  • (все понятия)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Импровизация – что это такое, и как ей научиться: определение, виды и приемы

Импропритация это

Привет всем читателям! На связи Людмила Редькина, и мы продолжаем общаться! Случалось ли вам быстро соображать, что ответить или как начать разговаривать в незнакомой компании? Мне часто приходится находить ответы на сложные вопросы.

А сложность в том, что нужно не соврать, интересно и емко ответить, чтобы больше не задавали таких вопросов! Оказывается, не одной мне приходится так делать! Еще некоторое количество лет назад такой процесс, как игру, разработали в телевизионном шоу КВН.

Команды должны были на заданную тему придумать остроумный ответ, чтобы всем было и смешно, и понятно. Итак, сегодня мы подробно разберем, что такое импровизация, где она применяется, и как ее развивать.

Определение

Импровизация – это процесс быстрого сочинения по заданной теме и ускоренного выдумывания без предварительной подготовки. Это значит, что человеку в короткий промежуток времени нужно что-то ответить по теме, и его застали врасплох.

Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.

Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.

Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.

Зачем уметь импровизировать?

Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.

Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует. Кстати, импровизация также развивает память и внимание.

Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.

В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны. Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились. Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.

В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.

Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:

  • упорядочить свои мысли;
  • развиваться в общении;
  • развивать память;
  • упорно трудиться.

Как научиться импровизировать: приемы

В психологии процессу импровизации уделяется много внимания. Собственно, большинство детских развивающих программ построено на этом процессе. Инициативность и проявление творческого мышления поощряется, к тому же импровизация + лидерские качества помогают быстро завоевывать внимание публики и пользоваться авторитетом. Секреты по лидерству и завоеванию группы читайте в этой статье.

Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.

Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.

Внимание зрителей

С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании. Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:

  • в шуточном разговоре или монологе речь должна быть живой, а не монотонной;
  • используйте эмоциональные контрасты;
  • высказывайтесь непринужденно, ни одна мышца на вашем лице не должна указывать на волнение, какие бы испытания или задания ни были;
  • фразы должны быть емкими и интересными, можно и “переливать из пустого в порожнее”, но это должно быть ненавязчиво, каждое предложение со своим отдельным смыслом.

Расположение публики

Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:

  1. Юмором. Тонкий и добрый юмор всегда в цене, как его развивать, читайте здесь.
  2. Единством. Найдите общий интерес со зрителем. Например, можете рассказать смешную историю из своей жизни по теме монолога, или высказать свое мнение, которого придерживается большинство слушающих.
  3. Профессионализм. Мастер слова всегда найдет что сказать и как словесно обыграть ситуацию.

Импровизация на сцене

Используйте ассоциации

Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.

Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.

Ставьте вопросы

Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.

Прием изменения темы

Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.

Вживайтесь в роль

Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.

Тренинг по импровизации от Павла Воли

Ну и на закуску предоставляю вам уникальную возможность потренироваться в речевой импровизации под руководством Павла Воли. Никто, я думаю, не будет спорить, что это один из узнаваемых артистов, и многие хотели бы хоть чуточку шутить, как он, общаться, как он, и быть известными, как он. Это профессионал в своем деле.

Так вот хочу вас порадовать у меня для хорошая новость: принимайте промокод на скидку в 25 %:

PRT3081CBA

По ссылке вы ознакомитесь с курсом “Импровизация в жизни”, как говорит сам Павел Воля, “мышцами” импровизации, которые может набрать любой человек. Известный шутник и импровизатор научит приемам, цепляющим других людей.

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны. На нашем блоге, кстати, есть статья-обзор проекта, прочитайте:

Заключение

Дорогие друзья, импровизируйте, шутите, относитесь к жизни с юмором. Это поможет вам добиваться успехов и чувствовать себя уверенно. Я верю, что с описанными приемами вы достигнете естественной импровизации и легкости в речевых вариациях.

Источник: https://levelself.ru/navyki/improvizaciya-chto-eto-takoe.html

Импровизация

Импропритация это

Значение слова Импровизация по Ефремовой:
Импровизация – 1. Процесс действия по знач. несов. глаг.: импровизировать (1).
2. Произведение (стихотворение, мелодия и т.п.), созданное в момент исполнения.

Импровизация в Энциклопедическом словаре:
Импровизация – (от лат. improvisus – неожиданный – внезапный), сочинениестихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, неподготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср.Экспромт.

Значение слова Импровизация по словарю Ушакова:
ИМПРОВИЗАЦИЯ
импровизации, ж. (книжн.). Действие по глаг.

импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация.

Господа! сказал он, обращаясь к публике: жребий назначил мне предметом импровизации Клеопатру и ее любовников. Пушкин.

Определение слова «Импровизация» по БСЭ:
Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus – неожиданный, внезапный)
создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству.

С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А.

Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов
(«Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. относят жанр Экспромта.
Музыкальная И. в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты.

Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (Невмы, Крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными.

Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого Генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И.

аккомпанемента к мелодии по правилам едения.
В 16-18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению.

Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18-19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф.

Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»).
В современной музыкальной практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.
И.

в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма.

Во многих народных танцах в ответ на
«вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).
Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.

: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).
И.

в театре – игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И.

была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. достигло в народной итальянской комедии дель арте (16-18 вв.) и французском Фарсе (15-16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И.

, идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления).
В 1919-38 в Москве существовал театр И. – «Семперанте». Искусство И. составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.
Лит.: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Mьnster, 1925-32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, «Die Musikpflege», Jahng. II, 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., Kцln, 1961.

Импровизационный   Импровизация   Импровизированность

Источник: http://tolkslovar.ru/i2102.html

Импровизация – это… Что такое Импровизация?

Импропритация это

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise — без подготовки, неожиданно) — сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей или меньшей степени.

Как на исключительного импровизатора, указывают обычно на польского поэта Мицкевича. Так, описывают одно его импровизированное выступление в Москве в 1826 году на обеде, устроенном у княгини З. А. Волконской в честь Пушкина.

Мицкевичу досталась по жребию тема: «Смерть Константинопольского патриарха, убитого турецкой чернью, которого тело было брошено в море и всплыло около Одессы».

Простояв несколько минут в молчании и сосредоточившись, Мицкевич начал свою импровизацию; она была так удачна, что Пушкин, потрясенный ею глубоко, в восторге обнял Мицкевича и осыпал поцелуями (А. С. Пушкин, изд. А. Поливанова для семьи и школы, т. I — Мицкевич).

И сам Пушкин удачно импровизировал рассказы перед своими лицейскими товарищами. «При таком случае он, еще в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим выдуманные: «Метель» и «Выстрел», которые позднее явились в повестях Белкина» (Анненков, А. С. Пушкин, 1873 г.).

А. П. Чехов, — рассказывает в своих воспоминаниях брат писателя, — чуть не каждый вечер выступал в семье в своих собственных импровизациях. То он читал лекцию и изображал при этом старого профессора, то выступал в роли зубного врача, то представлял афонского монаха.

Его первое произведение, напечатанное в «Стрекозе» («Письмо к ученому») представляет собою импровизацию. Были и у Достоевского наклонности к шуточным импровизациям (в виде пародии на сцену из Гамлета). Об этом сообщает в своих воспоминаниях фон-Фогт.

Художественный образ импровизатора дан Пушкиным в его «Египетских ночах». Для импровизатора, — говорит здесь устами поэта А. С. Пушкин, — не существует ни труда, ни охлаждения, ни того беспокойства, которые предшествуют вдохновению.

Чужая мысль, чуть коснувшаяся его слуха, становится его собственностью, как будто бы он с нею носился, лелеял, развивал ее беспрестанно.

Чем объяснить дар импровизации? Как и талант поэтический, он неизъясним. Поэтому тут возможны только некоторые гипотезы.

«Художники — указывает Рибо в своей «Психологии чувств» — имеют по своей природе интенсивное стремление и сильно чувствуют: они переживают в мечтах оргии, любовные приключения, кровавые драмы, самопожертвования, добродетели и пороки всякого рода… Интенсивное представление должно объектироваться, т. е.

из внутреннего обратиться во внешнее, и этого оно достигает двояким способом: путем реального акта — такова участь большинства людей; путем создания произведения искусства, которое освобождает от неотступного желания; это свойство художников».

Последние, чтобы они начали творить, нуждаются зачастую в определенном стимуле. Большей частью эти стимулы — душевное настроение или явление внешнего мира, вызывающее работу памяти, воображения. Так, напр., Л. Н.

Толстого на создание «Хаджи Мурата», как он об этом рассказывает, натолкнул куст «татарина», который он заметил, возвращаясь однажды домой полями «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку.

Цветки эти были когда-то красные, теперь же были черные… И мне вспомнилась, — говорит он далее, — одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев и часть вообразил себе».

Не всегда, разумеется, факты и события в жизни, обращающие на себя усиленное внимание художника, тут же настраивают его на творческую работу; тем более, что вседневная обстановка не всегда позволяет художнику предаваться вдохновенному труду. Однако, за порогом сознания, в поэтическом «я» работа ни на минуту не приостанавливается. Облекаясь в свои покровы, образы живут своей интенсивной жизнью и только ждут своей очереди.

«В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды», — пишет в одном из своих писем к А. С. Суворину А. П. Чехов (т. II, стр. 208).

И вот, переходя к вопросу об импровизации, мы можем допустить, что заданная импровизатору тема, и есть именно эта команда для просящихся наружу образов, которых у него всегда много, т. к. он беспрерывно наблюдает людей и жизнь и не бесстрастно, а всеми фибрами своей души, обогащаясь каждый раз новыми переживаниями.

И если даже заданная тема не будет командой для образов, просящихся наружу и выхваченных художником из личного опыта и наблюдений, то она будет командой для образов, теснящихся, как мы указали выше, в воображении.

Но по команде пишет любой художник — правда, доносящейся только до его внутреннего слуха и, следовательно, понятие «импровизация» можно расширить, называя им всякое художественное произведение в тот момент, когда оно создается начерно, в первой своей редакции.

Конечно, с оговоркой — образы импровизированные, тем самым, что предстали перед публикой, поблекли уже в глазах художника, порвали с его душой свои интимные связи и умерли. В то время, как художественное произведение, впервые занесенное на бумагу, еще только начинает жить своей новой жизнью.

Его художник опять и опять переделывает, внося в него новые варианты, пока оно не увидит света и тоже, как импровизация, поблекнет, станет отрезанным ломтем, упавшим с дерева плодом.

——

В истории народного творчества импровизация занимает видное место. Народные песни в том виде, как мы их знаем, в эмбриональном периоде представляют из себя одни импровизации. Как указывает А.

Веселовский («Три главы из исторической поэтики»), текст, сопровождающий синкретические игры, у всех почти народов импровизируется.

У кафров, например, присутствующие по очереди импровизируют какую-нибудь фразу, на которую отвечает хор.

Рядом с подобными импровизациями в истории народного творчества должны быть отмечены импровизации по поводу.

Когда, например, Дарвин приехал на Таити, одна девушка сложила про него четыре строфы, исполнение которых сопровождалось хором. Лопарь воспевает всегда то, что видит и слышит в данную минуту, приезд путешественника, чиновника и т. д.

В Италии, особенно в XVI и XVII в.в., было много импровизаторов в период расцвета commedia dell'arte (см. это слово).

Э. Лунин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2042/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Травмам нет
Добавить комментарий